четверг, 5 февраля 2009 г.

Реабилитация свастики (C. Рощин)

Гора Матеррхорн
в изложении С. Рощина 
 
  Символ свастики знаком, пожалуй, каждому человеку, даже подчас и не имеющему никакого образования. К сожалению, для большинства людей сегодня свастика имеет крайне негативную окраску и связывается прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Но не Адольф Гитлер придумал свастику, и, без сомнений, не он должен с ней ассоциироваться. Свастика - не только светлый символ, он и гораздо древнее христианского креста. 

  Сразу можно сказать, что до Второй мировой войны свастика использовалась практически на всех континентах и ее применение тогда не вызывало ни у кого никаких негативных ассоциаций. После поражения Германии в 1945 году символу, обесчещенному фашизмом, было оказано недоверие, и почти во всем мире ее перестали использовать в качестве духовного символа. В Европе единственной страной, которая не отказалась от использования этого знака была Финляндия. Свастика и сегодня входит в штандарт президента, то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги и различные ордена страны. Сохранение свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что этот знак не связан с фашизмом, поскольку был введен в 1919 году, то есть до появления его в Германии. Кроме того, от свастики никогда не отказывались на Востоке. В Индии, например, до сих пор ее изображают повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах. Ни одна священная церемония не проводится без изображения свастики. Символическая фигура свастики используется нарисованной цветными пудрами на земле и служит как алтарь в обряде с возжиганием огня (Хаваном). В церемониях рождения, бракосочетания и на других праздниках индийские женщины часто наносят свастику на глиняную посуду, землю, стены. Когда какой-нибудь основной атрибут праздника убирается после его завершения, женщины рисуют свастику на том месте, где он находился, чтобы зло не смогло туда проникнуть. 

  История символа свастики берет начало в глубинах тысячелетий и восходит к древнекаменным векам палеолита. 

  Одно из первых, зафиксированных учеными изображений этого знака, представлял собой так называемый ромбово-меандровый орнамент. 18-25 тысяч лет тому назад, в пору последнего ледникового периода, в приледниковой зоне (север Украины) располагались стоянки охотников на мамонта. На одной из таких стоянок, возле современного села Мезин на Черниговщине, археологами был обнаружен браслет, сделанный из кости мамонта, с нанесенным на него ромбово-меандровым орнаментом. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой ромбово-меандровый орнамент браслета имитирует естественный узор среза мамонтовой кости. 

  Позже изображение свастики встречается на глиняных печатях цивилизации земледельцев в Анатолии и Месопотамии VII-V тыс.до н.э. По всей вероятности, ими наносили семейный и родовой знак. Другим видом изображения свастик являются круговые композиции, состоящие из фигурок людей и животных на керамике из Самарры (северо-восток Месопотамии) и протогорода Хаджилара (юго-запад Анатолии, 6-5 тысячелетие до н.э.). Круглые пряслица, орнаментованные спиралевидной свастикой, обнаружены в Хассуне (Cеверная Месопотамия) и датируются VI тыс. до н.э. В Древней Индии свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд, 6 - 4 тысячелетие до н.э.). Раскапывая Трою, Генрих Шлиман собрал десятки пряслиц с неизменным знаком свастики. Доколумбовые пряслица той же формы и со свастикой на них найдены в Северной и Южной Америках. 

  В Северо-западном Причерноморье (то есть, на территории Украины) свастика была обнаружена на керамике, возраст которой определяется учеными в 5500 - 3000 лет до н.э. Она принадлежала знаменитой трипольской культуре, развившейся в междуречье Днестра, Буга и Днепра. Свастика видна на многих сосудах и, по мнению ученых, она, вместе с символом спирали, лежит в основе большинства орнаментов этой знаменитой керамики. Также на алтарях трипольских жилищ были найдены в большом количестве глиняные скульптурки женского божества — Великой Матери, которая, очевидно, соответствовала Земле, рождающей живых существ и злаки. На лоне многих из этих древних богинь обнаружены ромбы (или квадраты, лежащие горизонтально на земле), расчерченные на четыре поля. Эти ромбы-квадраты представляли собой не что иное, как полную свастику (правостороннюю рождающую и левостороннюю разрушающую, слитую воедино), символизируя годовой цикл весеннего рождения и зимнего умирания растений и злаков на Матери Земле. 

  Важное место занимала свастичная символика в древнегреческой культуре. Щит богини мудрости Афины украшала стилизованная свастика в виде голов коней. Сама богиня также нередко изображалась в украшенном свастиками одеянии. Древние греки часто использовали свастический орнамент, расписывая свои вазы. Да и, собственно говоря, общеизвестный сегодня традиционный греческий узор представляет собой ни что иное, как сочетание элементов свастики. У скифов свастика была представлена как в виде украшений керамики, сбруи коней, так и амулетов, и даже присутствовала на музыкальных инструментах. 

  В культуре кельтов важное место занимали именно свастичные орнаменты. Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов был Крест Одина (Odinskret), в котором 4 свастики были сгруппированы вокруг Солнечного Колеса. Крест Одина считался олицетворением взаимосвязи времён года, вех человеческой жизни и различных форм сознания. Свастика изображалась и на магических амулетах древних германцев — т.н. брактеатах. 

  Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Индейцы Навахо, к примеру, изображали ее с антропоморфными мотивами - загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. В Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также изображена свастика. В древней Персии этот символ украшал священные постройки, например, мавзолей шаха Наматоллы Вали (XV век). 

  Свастика всегда была одним из главнейших символов в славянской культуре. В славянских языках существовало более 140 названий свастики (среди них: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Сонячний Хрест, Солард, Світоліт, Квітка папороті, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д.), и гораздо большее количество вариантов ее изображения. Изображения свастик в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в христианских храмах Киева, Чернигова, Новгорода, Вологды. 

  Для западной традиции примером здесь может быть свастика на надгробиях первых христиан III-IV вв. 

  В первой половине XX века наблюдается интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках. Она некоторое время была рисунком одной из нашивок армии США. И по сей день она украшает плиты площади перед Филадельфийским Музеем Искусств. 

  И сегодня свастика постоянно привлекает внимание ученых различных направлений науки. Чистые геометрические линии свастики позволяют легко различить этот символ с любой дистанции, при любом размере знака. Вращающийся квадрат, образуемый свастикой, позволяет создать иллюзию движения, ее края легко врезаются в любую поверхность, на которой она появляется. Также известно, органическая жизнь возможна только в том случае, если в соединении элементов присутствует углерод — четырехвалентный элемент. Когда ученые рассмотрели атом углерода с очень близкого расстояния, стало заметно, что беспорядочное движение электронов в атоме приводит к образованию т.н. "электронных облаков", расположенных в виде тетраэдра. Хотя электроны движутся хаотично, в электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще. Зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков. Одна из фигур, возникающих при этом, и являла собой четкую форму свастики (три остальные — соответсвенно — имеют форму креста, букв Альфа и Омега — символического начала и конца). 
  
  Очевидно, всего вышеизложенного уже достаточно, чтобы сделать вывод: свастика не является чем-то чуждым для живущих на Земле, а напротив, занимает одно из главных мест в ряду важнейших духовно-культурных явлений. Еще в древних священных писаниях Индии - Ведах и Пуранах - упоминалось о том, что свастика, как отражение реально действующей силы чистоты и невинности пребывает внутри каждого человека. Согласно этим писаниям, человек обладает не только физическим, но и, так называемым, тонким телом, известным также как "душа". Это тонкое тело имеет свою структуру, состоящую из семи психо-энергетических центров (на санскрите чакр — колес), связанных со всеми физическими органами. Центры расположены вдоль позвоночного столба человека и самый первый из них находится в нижней точке сидения, у основания позвоночника, соединен с нашими половыми органами, а также с органами выделения и на санскрите называется Муладхара (основа корня). Этот центр представляет в нас качества невинности, чистоты и целомудрия ребенка. И именно он обладает четырьмя лепестками, имеющими форму свастики. Учитывая, что невинность и чистота Природы и человека с самого начала творения являлись необходимым основанием для создания всей Вселенной, свастика, и есть тот корень, и в символическом, и в прямом смысле, без которого фактически не было бы жизни на Земле.  

  Гора Матеррхорн (на рисунке сверху) находится в Альпах на территории Швейцарии. Это сваямбху Шри Ганеши - аспекта Божественности, который управляет Муладхарой-чакрой. Название переводится как "Гора Матери". Примечательно то, что при виде сверху можно обнаружить, что гора напоминает форму свастики, символа Шри Ганеши.

0 коммент.:

Отправить комментарий